Правила транспортного страхования грузов ОСАО ИНГОССТРАХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§1. В соответствии с действующим законодательством и на основании настоящих Правил Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» заключает договоры транспортного страхования грузов.

В соответствии с настоящими Правилами объектом страхования по договору страхования являются имущественные интересы Страхователя или Выгодоприобретателя, связанные с грузом, а также ожидаемой прибылью, комиссией, фрахтом и другими расходами, связанными с перевозкой груза, а также акцизными расходами, то есть расходами, связанными с обеспечением выполнения обязательств импортера по ввозу груза на таможенную территорию РФ и использованию акцизных марок.

Страхователями и Выгодоприобретателями по Правилам транспортного страхования грузов могут выступать российские и иностранные юридические и дееспособные физические лица, заключившие в установленном порядке договор страхования. При заключении договора страхования допускается выдача страхового полиса на предъявителя.

Данные Правила являются неотъемлемой частью договора страхования и могут быть изменены или дополнены только по соглашению сторон в письменной форме.

 

II. ОБЪЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

§2. По договорам страхования, заключенным в соответствии с настоящими Правилами, возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки.

Договор страхования может быть заключен на основании одного из нижеследующих условий:

1. "С ответственностью за все риски". По договору страхования, заключенному на этом условии, страховыми случаями являются:

а) повреждения, полная гибель или утрата всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, предусмотренных в пунктах «а»-«и»§6 Правил;

б) расходы и взносы по общей аварии, которые обязан понести Страхователь;

в) все необходимые и целесообразные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования;

2. "С ответственностью за частную аварию". По договору страхования, заключенному на этом условии, страховыми случаями являются:

а) повреждения, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собою, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или тушения пожара;

б) утрата груза вследствие пропажи перевозочного средства без вести;

в) повреждения, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

г) расходы и взносы по общей аварии, которые обязан понести Страхователь;

д) все необходимые и целесообразные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования;

3. "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения".

По договору страхования, заключенному на этом условии, страховыми случаями являются:

а) полная гибель или утрата всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собою, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или для тушения пожара;

б) утрата груза вследствие пропажи перевозочного средства без вести;

в) полная гибель всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

г) повреждение груза вследствие крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собою или со всяким неподвижным, или плавучим предметом (включая лед), посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве;

д) расходы и взносы по общей аварии, которые обязан понести Страхователь;

е) все необходимые и целесообразные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования;

В договоре страхования, заключенном на основании одного из указанных выше условий, дополнительно к перечисленным страховым случаям может быть предусмотрена ответственность страховщика по возмещению убытков в виде потери ожидаемой прибыли и расходов, связанных с комиссией, фрахтом, другими расходами, связанными с перевозкой груза, а также акцизными расходами.

Примечание.

В рамках настоящих Правил пропажа без вести перевозочных средств определяется следующим образом:

- пропажа без вести морских и речных судов - судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.

- пропажа без вести воздушного судна - потерпевшее бедствие воздушное судно, местонахождение которого или его обломков не было установлено и поиск которого официально прекращен, считается пропавшим без вести.

- пропажа без вести автомобильного или железнодорожного транспортного средства - транспортное средство считается пропавшим без вести, если о нем не поступило никакого известия в течение 60 дней с даты расчетного прибытия транспортного средства в пункт назначения, указанный в полисе.

§3. Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и действует в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до момента, когда груз будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанном в  договоре страхования, но не более 60 (шестидесяти) дней после выгрузки груза из морского судна в окончательном порту разгрузки, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.

В частности, может быть предусмотрено, что договор страхования действует во время хранения груза на складах в месте отправления в ожидании погрузки и/или в месте назначения после выгрузки.

§4. Во время доставки груза на лихтерах, баржах и других подвозных судах Ингосстрах несет ответственность лишь в том случае, если пользование такими судами является обычным по местным условиям.

§5. По соглашению сторон договором страхования может быть предусмотрена доля собственного участия Страхователя в страховом возмещении - франшиза. Франшиза может устанавливаться в абсолютном размере или в процентах к страховой сумме. Выбор Страхователем франшизы и ее размер фиксируется в договоре страхования (полисе). Франшиза может быть условной и безусловной.

        §6. Не являются страховыми случаями, если это специально не установлено в договоре страхования (полисе) повреждения, гибель или утрата груза, потеря ожидаемой прибыли, расходы на комиссии, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой груза,  и акцизные расходы, произошедшие вследствие:

а) всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

в) умысла или грубой небрежности Страхователя или Выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных Правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;

д) несоответствующей упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

е) огня или взрыва вследствие погрузки с ведома Страхователя или Выгодоприобретателя, или их представителей, но без ведома Ингосстраха, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;

ж) недостачи груза при целости наружной упаковки;

з) повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;

и) замедления в доставке грузов и падения цен. Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки Страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

По договорам страхования, заключенным на условиях, указанных в пунктах 2 и 3 §2 Правил, кроме того не являются страховыми случаями, если это специально не установлено в договоре страхования (полисе) повреждения, гибель или утрата груза, потеря ожидаемой прибыли, расходы на комиссии, фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой груза,  и акцизные расходы, произошедшие вследствие:

к) наводнения и землетрясения;

л) отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;

м) обесценения груза вследствие загрязнения или порчи тары при целости наружной упаковки;

н) выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах;

о) кражи или недоставки груза.

§7. Условия, содержащиеся в настоящих Правилах, могут быть изменены  (исключены или дополнены) по письменному соглашению сторон при заключении договора страхования или до наступления страхового случая, при условии, что такие изменения не противоречат действующему законодательству.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ

§8. Договор страхования может быть заключен в форме разового или генерального полиса на основании письменного заявления Страхователя, которое, если не согласовано иное, должно содержать следующие сведения:

а) точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

б) номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

в) вид транспорта (при морской перевозке - название, год постройки судна);

г) способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);

д) пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

е) дату отправки груза;

ж) страховую сумму груза;

з) условия страхования.

Кроме того, Страхователь обязан сообщить и все другие, известные ему, сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Систематическое страхование разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению сторон осуществляться на основании генерального полиса.

Страхователь обязан в отношении каждой партии грузов, подпадающих под действие генерального полиса сообщать Ингосстраху обусловленные им сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен, немедленно по их получении.

По требованию Страхователя Ингосстрах выдает ему полис или сертификат по отдельной партии груза. Ингосстрах вправе потребовать от Страхователя предоставить любую необходимую для заключения договора страхования информацию.

§9. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии или ее первого взноса, если иное не предусмотрено договором страхования.

1. Если договором страхования предусмотрено его вступление в силу с иного момента, чем уплата страховой премии или первого страхового взноса, в случае неуплаты страховой премии или первого страхового взноса в течение 10 дней с даты, установленной в договоре страхования как дата уплаты страховой премии или ее первого взноса, страховщик вправе прекратить договор в одностороннем порядке, направив страхователю письменное уведомление.

Если договор страхования не вступил в силу на момент возникновения у страховщика права прекратить договор страхования в установленном настоящим пунктом порядке, договор считается не вступившим в силу и не влечет каких-либо правовых последствий для его сторон.

2. В случае неуплаты очередного страхового взноса в течение 10 дней с даты, установленной в договоре страхования как дата его уплаты, страховщик вправе прекратить договор в одностороннем порядке, направив страхователю письменное уведомление.

3. Моментом прекращения договора в предусмотренном п. п. 1 и 2 настоящей статьи порядке является:

- дата, установленная в договоре страхования для уплаты страховой премии (взноса), если уведомление о прекращении договора направлено страховщиком не позднее 45 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам со страхователями - юридическими лицами и 60 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам страхования со страхователями – физическими лицами;

- дата направления уведомления, если такое уведомление о прекращении договора направлено страховщиком позднее 45 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам со страхователями - юридическими лицами и 60 дней с даты, установленной для уплаты страховой премии (взноса) по договорам страхования со страхователями – физическими лицами.

Страховщик освобождается от обязанности осуществлять страховую выплату в отношении страховых случаев, произошедших с определенного в соответствии с условиями настоящего пункта момента прекращения договора страхования.

4. При прекращении договора страхования страховщиком в одностороннем порядке по основаниям и в порядке, предусмотренным п.п. 2 и 3 настоящей статьи, уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату.

5. Иные последствия неуплаты страхователем страховой премии (страхового взноса) могут быть установлены договором страхования.

§10. Страховой полис может быть передан Страхователем другому лицу путем передаточной надписи на нем (ИНДОССО). Такая надпись является надлежащим уведомлением Ингосстраха о переходе прав на груз к другому лицу.

§11. Страхователь обязан уплатить Ингосстраху причитающуюся за страхование премию. В случае неоплаты премии Ингосстрах имеет право отказать в уплате страхового возмещения. В случае просрочки в уплате премии Ингосстрах имеет право на получение пени в размере 0,05% за каждый день просрочки платежа.

§12. Страховая сумма складывается из стоимости груза, суммы фрахта, комиссий, иных расходов, связанных с транспортировкой грузов, ожидаемой прибыли от реализации груза.

Страховая сумма по импортируемым подакцизным грузам при перевозке от складов поставщиков в зарубежных странах и странах СНГ до таможенных складов временного хранения в России включает в себя стоимость груза, фрахт, комиссию, иные расходы, связанные с его транспортировкой, а также, если это прямо указано в договоре страхования – акцизные расходы.

Страховая сумма по акцизным маркам при перевозке от различных пунктов в РФ до складов поставщиков в зарубежных странах и странах СНГ включает в себя стоимость акцизных марок, сумму обеспечения выполнения обязательств импортера по ввозу импортируемого подакцизного груза на таможенную территорию РФ и использованию акцизных марок, а также расходы, связанные с транспортировкой акцизных марок.

Размер составляющего акцизные расходы обеспечения рассчитывается в соответствии с порядком, предусмотренным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

 

§13. Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить Ингосстраху о всех существенных изменениях в риске, как например: о значительном замедлении отправки груза, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, задержке рейса, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки, оставлении груза на зимовку, не предусмотренную в договоре страхования и т.д.

Изменения, происшедшие в риске после заключения договора страхования и увеличивающие размер риска, дают Ингосстраху право изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной премии. Если Страхователь не согласен на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительной премии, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске.

 

IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН ПРИ НАСТУПЛЕНИИ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ

§14. При наступлении страхового случая Страхователь или его представитель обязан принять все возможные меры к спасанию и сохранению поврежденного груза, а также к обеспечению права на суброгацию к виновной стороне, и немедленно известить о случившемся Ингосстрах или его представителя.

Ингосстрах или его представители имеют право участвовать в спасании и сохранении застрахованного груза, принимая или указывая нужные для того меры. Однако действия Ингосстраха и его представителей по спасанию и сохранению груза не могут считаться признанием наступившего события страховым случаем.

§15. Если стороны письменно не договорились об ином, все расходы по спасанию и сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений производятся Страхователем. Если такие расходы согласно условиям страхования подлежат возмещению, они оплачиваются Ингосстрахом Страхователю при выплате страхового возмещения.

§16. Размер убытка определяется представителем Ингосстраха при участии Страхователя. В случае разногласий каждая из сторон может требовать, чтобы определение убытка было произведено экспертизой.

§17. Страховое возмещение по рискам утраты, гибели или повреждения груза выплачивается в размере действительного ущерба. Страховое возмещение по рискам потери ожидаемой прибыли, расходов на комиссию, фрахт и других расходов, связанных с перевозкой груза выплачиваются пропорционально отношению размера действительного ущерба к стоимости груза.

Страховое возмещение по иным рискам, предусмотренным настоящими Правилами, выплачивается в документально подтвержденном размере ущерба.

При требовании страхового возмещения Страхователь или Выгодоприобретатель обязан документально доказать:

1) свой интерес в застрахованном имуществе;

2) наличие страхового случая;

3) размер своей претензии по убытку.

Основными документами считаются:

а) для доказательства интереса при страховании груза: коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозочные документы, фактуры и счета, если по содержанию этих документов Страхователь имеет право
распоряжения грузами; при страховании фрахта: чартер-партии и коносаменты;

б) для доказательства наличия страхового случая: морской протест, выписка из судового журнала и другие официальные акты с указанием причины страхового случая; в случае пропажи судна без вести: достоверные свидетельства о времени выхода судна в путь из порта отправления, а также о неприбытии его к месту назначения в срок, установленный для признания судна пропавшим без вести;

в) для доказательства размера претензии по убытку: акты осмотра груза аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценки и т.п. документы, составленные согласно законам или обычаям того места, где определяется убыток; оправдательные документы на произведенные расходы, счета по убытку, а в случае требования о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии- обоснованный документами расчет или диспаша.

§18. Право на предъявление требования к Ингосстраху о выплате страхового возмещения погашается двухгодичной давностью с момента возникновения права на иск.

§19. Ингосстрах имеет право отказать полностью или частично в уплате страхового возмещения, если Страхователь:

а) сообщил неправильные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о страховом риске;

б) не известил Ингосстрах о существенных изменениях в риске (§13);

в) не принял мер к спасению и сохранению груза и не известил о страховом случае Ингосстрах и его представителя (§14).

§20. При требовании страхового возмещения Страхователь или Выгодоприобретатель должен предъявить полис или иной документ, выданный Ингосстрахом в подтверждение принятия страхования.

§21. Если Страхователь или Выгодоприобретатель получил возмещение за убыток от третьих лиц, Ингосстрах оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

§22. По уплате страхового возмещения к Ингосстраху переходят в пределах уплаченной суммы все претензии и права, которые имеет Страхователь или Выгодоприобретатель к третьим лицам. Страхователь или Выгодоприобретатель обязан при получении страхового возмещения передать Ингосстраху все имеющиеся у него документы и доказательства и выполнить все формальности, необходимые для осуществления суброгации. Если Страхователь или Выгодоприобретатель откажется от таких прав, или осуществление суброгации окажется по их вине невозможным (пропуск сроков на заявление претензий к виновным в убытке лицам и т.п.), то Ингосстрах в соответствующем размере освобождается от обязанности выплатить страховое возмещение, а в случае состоявшейся уже выплаты, Страхователь или Выгодоприобретатель обязан возвратить Ингосстраху полученное возмещение с узаконенными процентами со дня получения страхового возмещения.

§23. Все споры по договорам страхования между Ингосстрахом и Страхователем разрешаются арбитражным порядком в Москве. Споры, вытекающие из договора морского страхования, подлежат разрешению в Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ в Москве.

Отслеживание
Расчёт тарифа
Вызов курьера
Обратная связь

: